"Призначення Смілянського гендиректором Укрпошти і його діяльність на цій посаді - це дискредитація західного досвіду реформування", - Вадим Карасьов, український політолог і аналітик

13.10.2017

СМИ рассказали, как Укрпочта заняла место банков в отмывании и обналичивании средств


Украинские правоохранительные органы занялись расследованием финансовых операций Укрпочты. Так, по данным межведомственной группы следователей, сеть госпредприятия и его каналы денежных переводов активно используются для реализации схем по обналичиванию и отмыванию средств.


Об этом пишет Антикор, ссылаясь на слова представителя межведомственной следственной группы, которая занялась изучением финансовых операций на базе госкомпании Укрпочта. Отмечается, что существуют данные о возможном финансировании террористов ДНР-ЛНР.

Собеседник утверждает, что благодаря слабой организации идентификации клиентов и финансового мониторинга операций, Укрпочта заняла лидирующие позиции в сфере отмывания и обналичивания денег, а также практически вытеснила с этого рынка банковские учреждения.

«Укрпочта агрессивно вошла на рынок денежных транзакций физлиц, но вполне очевидно, что у компании «хромают на обе ноги» технологии финансового мониторинга, практически отсутствует эффективная надежная система идентификация клиентов. За несколько месяцев мы зафиксировали по системе Укрпочты огромный поток операций между клиентами-призраками: это лица, которых сложно идентифицировать, просто подставные лица, через которых осуществляются большие объемы постоянных транзакций с очевидными признаками отмывания и обналичивания денег», — рассказал источник.

Так, в качестве примера собеседник привел зафиксированные оперативниками в системе Укрпочты переводы по несколько сот тысяч студентам, безработным, пенсионерам или просто людям с невысокими доходами.

«Таких «челноков» и «фантомов» некоторое время используют для транзакций, связанных с наличными операциями, потом появляются новые. Отследить, выявить и определить характер таких операций практически невозможно. Проблема Укрпочты — полное отсутствие четко регламентированных процедур идентификации клиентов, как отправителей, так и получателей переводов; нет четких законодательных требований и внутренних процедур у самой Укрпочты для идентификации, фиксации и длительного хранения данных об этих операциях и их участниках. Поэтому транзакционная платформа госпредприятия стала столь привлекательной для «мойки» и обнала», - подчеркнул источник.

СМИ отмечают, что в процессе оперативной разработки финансовых транзакций Укрпочты были также зафиксированы множественные операции по переводу наличных средств на территории, вплотную прилегающие к зоне АТО. В частности, по оперативным данным, во многих случаях получателями больших сумм денежных переводов были люди с небольшими доходами, а также лица, постоянно находящиеся на подконтрольной боевикам ДНР-ЛНР территории, либо осуществляющие регулярные пересечения линии фронта.

Издание напомнило, что госпредприятие Укрпочта предлагает своим клиентам денежные переводы со счета на любой адрес физлица в пределах 25 тыс грн за один раз, с возможностью адресной доставки наличных. В то время как транзакции между держателями банковских карт ограничены суммой до 15 тыс грн, они осуществляются в безналичной форме. Также банковские учреждения, в рамках установленных законодательных процедур, не только идентифицируют участников транзакции, но и осуществляют финансовый мониторинг в целях предотвращения операций, нацеленных на легализацию средств, полученных преступным путем и финансирование терроризма. Информация о банковских транзакциях длительное время сохраняется на специальных защищенных серверах. У Укрпочты отсутствуют такие технологические возможности. Кроме того, она не подпадает под действие законодательных ограничений и антиотмывочных процедур, которые являются обязательными для банковских и финансовых учреждений.

Антикор подчеркнул, что представители банков подтвердили информацию правоохранителей о появлении на базе Укрпочты мощного неконтролируемого канала оборота и вымывания наличности в тень из легального сектора экономики.

«Уже около полугода наблюдается переток постоянных клиентов по «обналу» из банковских транзакционных каналов на Укрпочту. Клиенты банков постоянно жаловались на жёсткость банковских мониторинговых процедур. Операторов-обнальщиков не устраивает тот факт, что все транзакции оставляют следы — аккумулируются и долго хранятся в банковских системах, некоторые подпадают под финмониторинг. Это вполне очевидные риски, которые до сих пор несли обнальщики. При значительных объёмах «обнала» как операторам этого рынка, так и банкам, приходилось изобретать многоходовые сложные схемы, чтобы скрыть следы или размыть ответственность. Естественно, сложные схемы отражались на стоимости услуг по обналичиванию», говорит представитель одного из банков.

До сих пор основными платформами для схем по отмыванию и обналичиванию средств были крупные розничные банки с развитыми системами дистанционного обслуживания, в частности Приватбанк, а также крупные государственные банки с огромной клиентской базой, например, Ощадбанк: в огромных объемах легальных клиентских платежей и операций довольно легко скрыть «схемный» поток. Сейчас же, по словам банкира, операторы черного наличного рынка нашли удобную лазейку для своей деятельности на базе Укрпочты, подчеркнуло издание.

Представители межведомственной следственной группы говорят об очевидной необходимости внедрения более жестких процедур идентификации клиентов Укрпочты, хранения информации об операциях и их участниках, а также о внедрении на госпредприятии хотя бы базовых элементов финансового мониторинга клиентских операций.

Руслан Якушев